Поговорим об интимном

Поговорим об интимномСерия Conny фирмы CERAMICA GRAVENA (Италия). Поговорим об интимномСерия Lyra фирмы JIKA (Чехия). Поговорим об интимномСерия Brive фирмы JACOB DELAFON (Франция).

Поговорим об интимном

Поговорим об интимномВверху и внизу — серия Sidney фирмы ROCA (Испания). Поговорим об интимномСерия Luce для маленьких ванных комнат фирмы CERAMICA CATALANO (Италия). Поговорим об интимномСерия Lavillette фирмы DURAVIT (Германия) Дизайнер Dieter Sieger. Поговорим об интимномСерия Nostalgia фирмы GALA (Испания). Поговорим об интимномСерия Salangane фирмы PORCHER (Франция). Поговорим об интимномБиде. Модель Dreamscape фирмы DURAVIT (Германия). Поговорим об интимномСерия New Haven фирмы VILLEROYBOCH (Германия). Поговорим об интимномСерия Mango фирмы KERAMAG (Германия).

Люди отличаются тем, что быстро привыкают к хорошему, а другого уже и не помнят. За последнюю четверть ХХ века человечество сделало качественный скачок, преодолев пропасть между роскошными ванными комнатами, доступными лишь избранным, и безликими, неустроенными «мокрыми углами», больше похожими на чулан, — для всех остальных. Это ли не настоящая демократия?

Ванные с привычным для многих оснащением (умывальниками-раковинами, унитазами, биде и прочим) появились и распространились не более чем 150 лет назад. До этого даже то место, «куда король ходил пешком», представляло собой некое непрезентабельное пространство между дверями, где находились «ночные вазы» (в состоятельных домах — непременно из фарфора). Известно, что у Людовика ХIV были особые фарфоровые горшки с его монограммой. Омовения же происходили, как правило, публично: у знати в этом ритуале участвовала прислуга, а простолюдины ходили в бани. И только ХХ век придал всем гигиеническим процедурам абсолютную приватность, сделав сантехнические «удобства» самым интимным местом жилища. Правда, мы в России двигались «своим путем» и познали прелести совмещенных санузлов; теперь же, с запозданием, и пока только в коттеджном строительстве, но вернулись к современной тенденции передовых стран — «ванная для одного».

Почти каждый хозяин стремится сам выбирать и покупать оборудование для своего дома, лишь иногда советуясь с архитектором по техническим вопросам. А зря! Можно сильно сэкономить время на хождении по магазинам, если соотнести свои возможности и потребности заранее, с помощью специальных каталогов и обзоров. Итак, сегодня мы рассмотрим сантехнические приборы из керамики, в частности из санитарного фаянса (в обиходе — санфаянса) и фарфора.

Материаловедение

Санфаянс похож на фарфор, только в нем содержится меньше качественных глин, и его обжиг происходит в другом режиме. Фаянсовый черепок порист, интенсивно набирает влагу, впитывает грязь и запахи, от которых толком не спасает ни одно чистящее средство (вспомним общественные туалеты недавнего прошлого). Чтобы изделия из фаянса были более качественными, их покрывают глазурями или эмалями (прозрачными, белыми или цветными стеклообразными). В результате неспециалист фаянс от фарфора не отличит: и цена та же, и внешние признаки (цвет, звук). Между тем многие производители заостряют внимание на том, что их изделия — исключительно фарфоровые. Постарайтесь не попасться на эту удочку. Фаянс не обязательно должен стоить дешевле фарфора! (Тем более что недорогое сырье для него чаще всего импортируют из Китая, славного своими фарфоровыми традициями!) И что самое любопытное, раковина за пару тысяч DM от Старка точно так же хрупка, как и российская из Воротынска Калужской области за 600 рублей, — у обеих общая керамическая судьба!

Несомненная революция в санкерамике произошла около полутора лет назад. Появилась новая технология выпекания черепка, гарантирующая эффект грязеотталкивания: капли воды меньше соприкасаются с поверхностью прибора и, мгновенно с нее скатываясь, не загрязняют его (в отличие от эмали предыдущего поколения, по которой вся влага растекается равномерно). Первыми с сантехнической керамикой, изготовленной по вышеописанной технологии, вышли на отечественный рынок VILLEROYBOCH и DURAVIT; осенью 2000 года собирается KERAMAG, а за ними «подтянется» IDEAL STANDARD. Наценка за грязеотталкивание — около $ 60 на каждое изделие. Визуально и на ощупь это свойство определить нельзя. Поэтому при покупке требуйте сертификат и смотрите на специальные обозначения: запеченное клеймо С-plus у VILLEROYBOCH и наклейку wonder gliss у DURAVIT.

Страноведение

География стран-производительниц сантехники, представленных на нашем рынке, впечатляет: от Португалии до Сингапура. Их изделия, безусловно, несут на себе отпечаток культуры своей «родины»: в разных странах по-разному относятся к жилищу, к приватности, к гигиене. Не говоря уже о национальных школах дизайна! Поэтому россиянин имеет богатый выбор для удовлетворения своих пристрастий, темперамента, возможностей.

На сегодняшний день нельзя кого-либо назвать фирмой-лидером. Но есть у нас свои давние и заслуженные предпочтения. Например, чешская JIKA никогда не покидала российского рынка. Названия ее серий Lyra, Dino многие годы были синонимом комфорта и благополучия на 1/6 части суши. Тем более радует, что за последнее время добрая старая JIKA изменилась к лучшему. На унитазах теперь стоят отличные спусковые механизмы. При невысокой цене чешская эмаль качественна, легко моется мыльным раствором (порошки исключаются!).

Пожалуй, единственный конкурент чехам, работающий примерно в том же ценовом диапазоне, — финская IDO. Никаких дизайнерских изысков, зато фирма выпускает массу модификаций унитазов (серия Trevi): для инвалидов, с подлокотниками, с многоканальным выпуском, ремонтный (с широким основанием, чтобы загораживал прежние отверстия в полу), с возможностью подсоединения сливной трубы умывальника или стиральной машины.

Очень стараются догнать чехов с финнами турки. И хотя VITRA — компания со стажем, производящая 4 миллиона (!) изделий в год по приемлемой цене, все-таки она пока отстает. Кстати, турецкие санизделия — это не обязательно характерная золотая каемочка и букет лилий на боку, но и приятные лаконичные формы, разработанные европейскими и американскими специалистами.

Традиционную ставку на качество делает шведский концерн GUSTAVSBERG. Три основные серии GUSTAVSBERG’а рассчитаны на людей с разными запросами: Nordic — рекордсменка продаж 1998 года в России благодаря идеальному соотношению цена-качество, Arctic — более самобытная, а Scandic — модная и современная, заслужившая несколько премий за дизайн в самой Швеции. (Любопытно, что концерн придумал делать писсуары с «мишенью» посередине: «чтобы мужчины реже промахивались, метя в цель». В результате — экономия моющих средств при уборке. А год назад GUSTAVSBERG удивил всех, запустив в производство первые в мире… женские писсуары!)

Другая шведская компания — IFO — владеет патентами на механизм двойного, экономичного слива, а также его сенсорного управления. Технические новшества — конек этой компании. Хотя «умный» унитаз Cera-Sensor на фотоэлементах, напичканный электроникой ($ 420), ими давно массово производится, он еще очень далек от того, чтобы массово раскупаться.

Многие менеджеры считают, что наш рынок по потребительским предпочтениям больше всего похож на итальянский, поэтому продукции с Апеннинского полуострова у нас вполне комфортно. Действительно, итальянцы очень изобретательны и прекрасно чувствуют изменения во вкусе потребителей. Ушли в прошлое расписные золотом по черному «тройки», их сменила холодная белизна простых, но выверенных до миллиметра форм, где главное — игра деталей.

Постоянный поиск новых эффектных пропорций объема, эстетичных форм и рациональной функциональности стабильно демонстрирует в своих коллекциях фирма GERAMICА CRAVENA. Итальянский дизайн иногда хочется назвать манерным. Это дело вкуса, но об экономном использовании пространства они тоже не забывают. Так, например, фирма CERAMICА GATALANO разработала три различные коллекции: системы для больших, средних и совсем крошечных ванных помещений. Традиционно многие продавцы советуют тем, кто готов, допустим, потратить $ 400 на унитаз, но не имеет каких-либо определенных стилевых предпочтений (просто хочет получить вещь приличного качества), испанскую санкерамику. Причем — ROCA. И, видимо, не зря: это гигантский концерн, выпускающий много красивых приборов. Говорят, что пиренейские унитазы требуют тщательной установки (хотя тщательность еще никакой сантехнике не навредила). Недавно ROCA порадовала чистюль, у которых дома нет места для биде, хитроумной вещью — унитазной крышкой-биде, где имеются устройства воздухообдува и подогрева воды; управляются последние от встроенного микрочипа; предусмотрена полная электробезопасность.

Ну, а если вам хочется чего-то в меру оригинального и практичного, — поинтересуйтесь продукцией фирмы GALA: некоторые ее коллекции выпекаются вручную.

Давние керамические производства Старого Света отличает, как правило, здоровый консерватизм, основанный на национальных традициях, которые хранятся в стенах их заводов не одно столетие. Ведь когда-то эти производства носили (некоторые носят до сих пор) королевские титулы.

В Англии это TWYFORD. Спокойная, строгая керамика туманного Альбиона идеально подходит для домов настоящих денди.

Из французских наиболее популярны изделия от JACOB DELAFON, SELLES — кажущаяся простота выверенных пропорций, без которой не бывает настоящего галльского шарма.

Шик, свойственный когда-то влиятельной и пышной австрийской империи, отчасти присущ и санкерамике LAUFEN. В ее арсенале — как абсолютно современные модели, так и те, что были в венских домах времен эрцгерцога Фердинанда. Спокойная, плавная текучесть форм — это SPHINX, Голландия.

Правда, в последнее время (буквально год- два) произошли большие изменения во владении бизнесом. Например, JIKA объединилась с LAUFEN, а американский IDEAL STANDARD размещает свои заказы на заводах по всему миру.

Особого разговора заслуживает родина европейского фарфора — Германия. Что и говорить, качество немецкой сантехники способно удовлетворить вкус любого привереды. Знаменитую дойче-тройку — VILLEROYBOCH, DURAVIT и KERAMAG, — без сомнения, можно причислить к «высшему обществу» в мире керамики. Тем не менее у каждого из них своя «ниша». VILLEROYBOCH — это, прежде всего, превосходное качество материала. И богатая история. Говорят, его сантехника стояла в Зимнем дворце, ею был оснащен «Титаник» и отчасти она сохранилась в Большом театре. Концерн стремится к тому, чтобы стоимость продукции была соизмерима с затратами на ее производство, предлагая довольно широкий диапазон цен при одинаково хорошем качестве.

Репутация DURAVIT базируется на именах таких дизайнеров, называть которые принято с придыханием от восторга: Philippe Starck, Dieter Sieger, Frank Huster, Michael Graves. На эту фирму работают лучшие дизайн-бюро, потому что она считает санкерамику полноправной частью архитектуры.

KERAMAG занимает особую позицию. Материал компании ни в чем не уступает двум вышеупомянутым германским производителям. Она удачно экспериментирует как с техническими новшествами, так и со смелыми дизайнерскими решениями. Например, относительно дорогая, но при этом прекрасно раскупаемая серия от Matteo Thun, раковина и биде которой снабжены системой циркуляции clou, позволяет плескаться только в чистой воде.

Отечественные заводы также успешно снабжают санкерамикой массового застройщика и начали осваивать рынок приборов экономкласса для среднего потребителя. Современные во всех отношениях модели «Элисса» Староосколького завода, «Дебют» и «Комфорт» Лобненского завода стройфарфора и «Утро» Воротынского завода стройполимеркерамики могут потягаться по качеству со многими импортными изделиями, но наполовину дешевле их.

Мода

Еще недавно бытовало мнение, в том числе и среди профессионалов, что дизайн таких вещей, как раковина, а в особенности унитаз, является константой — их нельзя изменить, не нарушив функций. Практика опровергла это утверждение. Последние коллекции санкерамики примерно так же отличаются от своих предшественников, как первый автомобиль от нынешних, представленных на Автосалонах-2000. Есть своя классика, есть свой авангард, есть более популярные серии, а есть эксклюзив.

Дизайн стоит денег. Определить, какого ценового порядка перед вами, допустим, унитаз, просто: если трубы слива снизу «не читаются», их завуалировал дизайнер, значит, перед вами вещь, которая никак не будет стоить меньше $ 200.

Без моды в мире вещей не обойтись. Хотя нынешняя мода не диктаторша, все-таки существуют некоторые тенденции. Во-первых, есть закономерное стремление к максимальной округлости и плавности форм, иногда даже утрированной (как у испанских Top, GALA). Оно объясняется тягой человека к природной естественности, где не встречаются перпендикуляры и острые углы. Линии некоторых коллекций нарочито цитируют природные (Marina фирмы VILLEROYBOCH, Provensal фирмы TWYFORD, Fleur фирмы JACOB DELAFON и др.).

Ванная — то место, где больше всего хочется спокойствия, тишины, комфорта. По этой же причине более 90% покупателей сантехники всего мира сегодня предпочитают белый цвет. Причем так называемый «сияющий белый» — как символ чистоты и наиболее универсальный в интерьере. Пик популярности черной сантехники и зеркальной плитки, пришедшийся на 80-е годы, похоже, безвозвратно канул в лету. Любой цвет в ванной комнате требует особых усилий профессионала, чтобы не смотреться пошловато (если, конечно, не преследуется какая-то специальная цель).

Во-вторых, отмечена стойкая мода на ретро. Возникает философский вопрос: что же в начале ХХI столетия считать ретро? Привет из середины ХIХ века, ясно читающийся в коллекции Romantik фирмы KERAMAG, или неоконструктивистскую (деконструктивистскую, как ее нарекают на Западе) серию Dieter Sieger и серию Dreamscape Michael Graves фирмы DURAVIT, сделанную не без влияния кубизма, супрематизма 20-х годов ХХ века? По большому счету, обе серии Starck — это тоже вариант ретро. Воспоминание о временах, когда пользовались ведрами вместо унитазов, тазами вместо раковин и корытами вместо ванн. Как говорится, кому что по вкусу. Практически все ведущие производители санкерамики имеют в своем арсенале коллекцию в этаком ностальгическом духе в соответствии с национальными традициями своей страны. Надо сказать, что кроме компактов и подвесных существуют унитазы-моноблоки (Metrо фирмы DURAVIT, Ariosa фирмы IDO), «слитые» с бачком в единое целое. Хотя они и более компактны , но их неудобство только в том, что при механическом повреждении какой-либо одной части приходится менять все устройство целиком.

К «именной» сантехнике прилагается такая же «именная» фурнитура, соответствующие аксессуары и ванны. Это не значит, что без них никак не обойтись. Просто очень удобно, когда кто-то уже все придумал за тебя. Бывает, что фурнитура одной коллекции идеально подходит к другой. Например, смесители фирмы AXOR, разработанные Starck, замечательно смотрятся в сочетании с серией «X-L» фирмы IDEAL STANDARD. Порой бывает, что продажа новой керамики задерживается из-за смесителей, испытания которых требуют большего времени. Так происходит с коллекцией Giorno Massimolosa Chini фирмы DURAVIT, которую поклонники минимализма давно ждут с нетерпением.

Азбука покупателя

Приобретение санкерамики — дело непростое, требующее некоторого опыта.

По возможности стоит обращаться в специальные магазины-салоны, где есть профессионально обученные менеджеры, а иногда архитекторы. На рынках также продается много хорошей и «фирменной» продукции, но труднее найти квалифицированного продавца. Хотя здесь при покупке «двойки» (раковина типа тюльпан + унитаз-компакт) или тем паче «тройки» (биде, раковина, унитаз) вам предложат соблазнительные скидки.

Чаще всего в наличии не оказывается нужного цвета (кроме белого). Тогда приходится ждать доставки: со склада — 2 недели, из страны-изготовителя — 8. Заказать можно многое, если серия подразумевает подобные варианты. Например, раковины угловые, сдвоенные, со столешницей, со скошенными краями.

Унитазы с плоским смывом (те самые, тарельчатого типа, которыми комплектовалась каждая стандартная советская квартира) на Западе популярностью не пользуются — там предпочитают глубокие воронкообразные. Первые меньше шумят, но требуют больше воды, со вторыми — все наоборот. Поэтому «за бугром» плоский смыв применяется лишь для специальных санитарно-гигиенических целей (в больницах, домах престарелых, детских садах).

Выбирая унитаз, важно учитывать вид его выпуска (то есть расположения на нем патрубка, из которого сточная вода направляется в канализационные трубы). Выпуски бывают прямыми (вертикальными), направленными в пол; косыми (под углом к полу); боковыми (горизонтальными). Покупая прибор для городской квартиры, вы должны учитывать и вид разводки труб канализации в вашем доме — под полами или в стенах. В первом случае шире спектр планировочных решений, но перекрытие должно быть большой толщины.

В большинстве российских типовых квартир стоят унитазы с косым выпуском. Вертикальный бывает в некоторых домах постройки примерно до 1953 года и все чаще применяется в новых коттеджах. Многие европейские производители делают унитазы и тех, и других видов, причем горизонтальный выпуск можно преобразовать с помощью фасонных элементов в вертикальный или косой, но вертикальный в другие переделать нельзя.

В импортных спусковых механизмах много пластика, и российского покупателя это часто смущает. С одной стороны, действительно не очень корректно, когда в «именных» моделях фирм DURAVIT и KERAMAG делают фальшбачок из керамики, который служит лишь прикрытием для пластмассы внутри. С другой стороны, пластиковый механизм намного ремонтнопригоднее и даже долговечнее (особенно при нашей сильно хлорированной воде!). То же касается и труб. Их гофрированная разновидность пригодится при переносе унитаза (разумеется, в разумных пределах), когда идет перепланировка санузла. Кроме того, очень полезна установка фильтров грубой очистки воды — либо для всей квартиры, либо перед каждым из приборов. В некоторых унитазах шведского производства уже встроен подобный сетчатый фильтр. Практически все иностранные фирмы оборудуют унитазы механизмом двойного (двойная кнопочка) либо экономного смыва (повторным нажатием останавливается поток воды). Литраж, как правило, регулируется. Учтите, что по нашим нормам объем бачка должен быть не менее 6,5 л. Импортные маленькие (на 4 л) могут не обеспечить полный отвод стоков, что чревато засорением канализации, особенно в загородном коттедже (в городских домах положение исправляет большой общий напор воды из соседних квартир).

Все большую популярность завоевывают навесные унитазы и биде. Они экономят место и удобны в уборке. Возможна установка их на капитальную стену: либо непосредственно, либо с помощью металлической рамной конструкции. Разумеется, их монтаж лучше поручить специалистам из авторизированного сервиса, чтобы хотя бы отчасти избежать конфликтов с соседями, случись протечка!

Цена сантехники складывается из цены отдельных элементов. Тщательно продумав все детали, можно на треть снизить стоимость покупки. Скажем, распорядиться, чтобы грязеотталкивающее покрытие нанесли только на самые необходимые места керамики. Или приобрести компакты, которые не вплотную примыкают к стенке. Глянцевая эмаль дешевле матовой; разница лишь в том, что матовая моднее. Укороченная конструкция дорогой навесной модели с грязеотталкивающим покрытием и стоимость работ по ее установке обойдется дешевле, чем покупка дополнительного керамического предмета — бачка. (На относительно недорогие модели это правило не распространяется.)

Тот же принцип экономии справедлив и по отношению к раковинам. Они крепятся либо на кронштейны, либо на анкерах к стене, либо и так, и так. Можно ограничиться только анкерами при наличии пьедестала или полупьедестала (они служат дополнительной опорой). В противном случае лучше воспользоваться кронштейнами, если стена пригодна для такой установки. Но все же надежнее подстраховаться, укрепив стену или купив пьедестал.

Главное — помнить о том, что можно приобрести относительно дешевую модель, не уступающую по качеству дорогой! И последнее: при ремонте покупайте санкерамику в самую последнюю очередь. И берегите ее, берегите! Редкая эмаль способна вынести многоразовый натиск хлорсодержащих чистящих средств, реклама которых не сходит с наших телеэкранов.

Редакция благодарит Андрея Макарова (NEUHAUS Галерея дизайна и интерьера) и Романа Мягкова (торговый дом «Лаверна») за помощь в подготовке материала.

  • Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№34