Музам посвященная

Музам посвященнаяCONTICONTI
Небольшие размеры чипсов и пластичность сетки-основы позволяют выкладывать фасонные поверхности Музам посвященнаяCONTICONTI
Крупноразмерные и прямоугольные чипсы APPIANI скорее напоминают кафель, чем привычную мозаику Музам посвященнаяCONTICONTI
Морские сюжеты- излюбленная тема для отделки бассейнов мозаикой Музам посвященнаяCONTICONTI
Мерцание звезд хорошо передает стеклянная или глазурованная керамическая мозаика Музам посвященнаяBISAZZA
Стул в многотоновом «миксе» из стеклянной мозаики, пол и стены одеты в Metron- все от BISAZZAМузам посвященнаяCONTICONTI
Ощущение объема и света рождают смальтовые мозаики пола Музам посвященнаяCONTICONTI
Цветовые «миксы» от APPIANI в интерьере ванной комнаты Музам посвященнаяCONTICONTI
Панно SICIS- древнеримские бассейновые мозаики во всем великолепии из смальты Музам посвященнаяCONTICONTI
Столешница барной стойки выполнена из керамической мозаики APPIANIМузам посвященнаяCONTICONTI
«Дикие» сочетания цветов керамической мозаики из чипсов разных размеров для ванной в современном стиле от APPIANIМузам посвященнаяДревняя трудоемкая техника прямого набора мастером используется для небольших по размеру мозаик- картин или панно Музам посвященнаяВанная комната с маленьким бассейном полностью оформлена мозаикой BISAZZAМузам посвященнаяМозаика из венецианского стекла (SICIS) гигиенична, прочна, красива и не впитывает жир и влагу, что идеально подходит для кухонного «фартука»

Мозаика — одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. А в последнее время ее все чаще можно встретить в новых домах и квартирах. На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Фирм, специализирующихся на этом, сегодня масса. И каждая предлагает свои эскизы и материалы

Свет из тьмы веков

История мозаики начинается в Древней Греции. Уже в Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIIIвека. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной из версий оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». Подругой- это всего лишь opus musivum, то есть одна из разновидностей кладки стены или пола из мелких камешков. Вэпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде- и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывают пол, на стенах же предпочтение отдают фрескам. Врезультате рождаются нарядные и по-настоящему величественные пространства, достойные знати.

Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушеного стекла- непрозрачного и очень плотного) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за поражающую воображение игру света, яркость и неизменность цветов. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и играли на сводах и стенах храмов, прекрасно передавая нерукотворное Божественное сияние. Позже, под долгим гнетом татаро-монгольского ига, искусство выкладывания мозаики во многих странах было забыто и заменено более простой и дешевой техникой фрески.

Возникшая в XIIвеке флорентийская мозаика отличалась от римской тем, что рисунок создавался не из мелких кубиков, а из точно подогнанных друг к другу разноцветных пластинок мрамора и яшмы. Эта техника была заимствована из мебельного искусства, в котором получила известность как интарсия. Правда, в отделке мебели вместо камня использовалось дерево.

Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIIIвека, когда русский ученый Ломоносов заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. Исразуже в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. Дальше- больше. На Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. Вней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы- малахит, лазурит и т.д. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки). Для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок.

Кто день грядущий нам готовит?

Возвращаясь в наши дни, отметим, что материалы современности дешевле древних. Сегодня чаще всего используют не чистую смальту, а ее сочетание со стеклом или только стекло. Фирма BISAZZA (Италия)- «тяжеловес» в области производства мозаичной продукции- предпочитает венецианское стекло, слегка шероховатое или гладкое, прозрачное или непрозрачное. Кроме того, в ассортименте фирмы представлена мозаика из смальты, из стекла с добавлением авантюрина и из стекла с сусальным золотом. APPIANI (Италия) и GIARETTA (Италия) делают керамическую мозаику. Тоже итальянская компания SICIS использует смальту и натуральные камни. Натуральные камни применяет и MEGARON (Италия), хотя в ее коллекции имеется и стекло с добавлением смальты- гладкое и полупрозрачное. Еще стоит обратить внимание на французскую фирму OPIOCOLOR, мозаика которой делается из особой стеклопасты Opio, на испанскую ZIRKONIO (стеклянная мозаика) и на итальянскую MARCHETTI FRANCESCO, применяющую самые разные материалы, вплоть до сусального золота.

Новичок на рынке мозаики- фирма CARTER из Китая. Она предлагает стеклянную продукцию, подобную той, что выпускает BISAZZA, но гораздо дешевле- от $15 за 1м2. На рынке ожидается новая венецианская мозаика от итальянской компании TREND.

Стеклянный панцирь

Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня- венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Самая распространенная форма наборных элементов (чипсов, как их называют мастера, или, по-научному, тессер)- квадратная. Существуют квадратики трех размеров: 1010, 2020 и 5050мм. Толщина колеблется от 3 до 12мм. Чем мельче чипсы, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Из-за того что квадратики нарезаются машиной, поверхность мозаики получается однородной и довольно «прохладной». По составу стекло может быть простым, а может и очень сложным. Например, фирмы BISAZZA и OPIOCOLOR добавляют в него камень авантюрин, что придает поверхности мозаики золотистое мерцание. Интересная разработка BISAZZA- тессеры со срединной прослойкой из сусального золота. Причем цвет мозаики может быть не только золотым, но и синим, белым, красным. Компания MEGARON (Италия) предлагает продукцию из прозрачного стекла с цветной подложкой.

Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и пол в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.

Смальтовая мозаика

Венецианская смальта- это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Секрет ее изготовления передавался от отца к сыну и не сообщался чужакам. Сегодня технология производства смальты изобретена заново: стекло обрабатывается оксидами различных металлов и нагревается до высоких температур. Врезультате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Наиболее богатый выбор смальт предлагает фирма SICIS. Вчастности, она создала эксклюзивную коллекцию мозаики Iridium, переливы которой похожи на перламутр. Смальта одинаково хороша для стен и пола, для ванной комнаты, бассейна и гостиной.

Керамическая мозаика

Керамические чипсы внешне похожи на обычную плитку, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать «спецэффекты»- кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Обычно керамические чипсы имеют форму квадрата или прямоугольника, но бывают и исключения. Так, изделия итальянской фабрики GIARETTA имитируют морские камешки. Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь. Причем выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Единственный недостаток неглазурованной керамики- пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями.

Впрочем, существует и малопористая керамика- монопрессокоттура. Ее производит фабрика APPIANI (Италия). Материал отличается низким водопоглощением и высокой морозоустойчивостью, что незаменимо для бассейнов. Специальная глазурь препятствует образованию на поверхности водного камня и сохраняет цвет под воздействием воды и агрессивных веществ.

Природный камень

В производстве мозаики используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно «состарить»- тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы- от круглой до неправильной. Максимальный размер- 5050мм (восновном такие элементы применяются вне помещений). Мозаика этого вида особенно широко используется фирмой MEGARON, предлагающей коллекции для отделки полов, дорожек и двориков. Для ванных и бассейнов имеются камни, не впитывающие влагу.

Нетрадиционные материалы

Один из них- керамогранит, с удовольствием используемый в оформлении интерьеров. Производится он в Москве. Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron, производимый фирмой BISAZZA в Италии. Metron- это смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом — легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.

Эскизы и сюжеты

Большинство фирм изготавливают мозаичные композиции по собственным эскизам (вкаталогах их обычно сотни). Могут использоваться и рисунки, предложенные заказчиком.

В арсенале фирмы BISAZZA- декоры из одно- или двухцветной мозаики («миксы»), а также с эффектом плавного перехода от светлого тона к темному («сфумато»). Производитель предлагает как простые рисунки (рыбы, роза ветров, цветы, геометрические узоры), так и более сложные (в основном на тему античности и знаков зодиака)- стенями и точными цветотональными переходами. Особое место в ассортименте занимают цветные смеси для бассейнов. Фирма делает мозаику как средней ценовой категории, так и эксклюзивные, сложные, очень дорогие виды мозаичных композиций. Вся эта продукция отличается хорошим качеством и простотой в эксплуатации.

Более требовательным людям, желающим украсить свой дом чем-то совершенно особым, можно порекомендовать продукцию фирм MEGARON и SICIS. SICIS предлагает клиентам простые геометрические наборы из камней. Рисунок мозаики создается не только цветом, но и фактурой, размером и способом укладки камешков. Помимо орнаментов и узоров, имеются сюжетные композиции, в основном на тему античности. Впечатляет коллекция мозаичных «ковров». Они выполнены настолько точно, что создается полная иллюзия настоящего ковра. Основу коллекции MEGARON составляют античные орнаменты и сюжеты- меандры, волны, пальметки, тритоны, фурии, маскароны и т.д. При создании узоров важны как цвета камней, так и разнообразные (в основном античные) способы их укладки. Врезультате мозаичные композиции этой фирмы практически неотличимы от подлинно античных.

Коллекции фирм APPIANI и GIARETTA содержат керамическую мозаику оригинальных форм и цветов. Сочетая эти элементы со стеклом или даже керамической плиткой, можно получать поистине удивительные поверхности.

Для создания композиций по эскизу заказчика многие фирмы прибегают к помощи компьютера. При этом итальянская компания SICIS, специализирующаяся на смальте и натуральном камне, обрабатывает тессеры по гладким кривым линиям. Широкая цветовая гамма и мелкие чипсы, точно подгоняемые друг к другу, позволяют воспроизвести самый подробный рисунок с плавным переходом цветов. Эти картины удивительно живописны, но, конечно, недешевы. А, например, «СТУДИЯ МОЗАИКИ», входящая в состав «КОМПАНИИ КОНВЕНТ-ЦЕНТР», применяет как матричную сборку (когда минимальный размер цветового пятна равен размеру чипса), так и технику подколки стекла. Врезультате панно (для которых, кстати, используется стеклянная мозаика BISAZZA) приобретают более орнаментальный характер и удешевляются в изготовлении.

Особенности набора мозаики

Современная мозаика набирается там же, где производится. Для точных рисунков чипсы скалываются вручную. Вмагазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц (модулей). Они представляют собой куски бумаги или сетки, на которых в строго определенном порядке наклеены чипсы. Матрицы чаще делаются квадратными (3030см), реже- прямоугольными, с размерами сторон, кратными 30. Иногда встречаются матрицы других форм.

На месте укладки остается лишь соединить фрагменты и прикрепить к нужной поверхности с помощью специального (неплиточного!) клея. При этом важно иметь в виду, что бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка- на тыльную. После монтажа сетка остается под чипсами навсегда, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту потребуется для укладки мозаики от 2дней до 2недель (взависимости от размера и других особенностей поверхности).

Каждая фирма предлагает оптимальные для своих мозаик клеи и затирки. Разумнее воспользоваться этими рекомендациями- тогда будет проще требовать от строителей выполнения гарантийных обязательств. Ведь, помимо грамотного подбора материалов, их надо умело применить. Завесу над тайнами мастерства слегка приподняли для нас специалисты «КОМПАНИИ КОНВЕНТ-ЦЕНТР».

Прежде всего, важно осознать, что навыки мастера-плиточника для укладки мозаики малопригодны. Она очень капризна и не прощает даже мелких ошибок. Крайне важна подготовка прочного основания с гладкой, ровной поверхностью. Цементно-песчаные штукатурки могут использоваться лишь с адгезионными и армирующими добавками, например Collaseal или Fiberflex (INDEX, Италия). Тогда слой, сходящий при выравнивании на нет (до0,5мм), не будет скалываться, и впоследствии в штукатурке не возникнут трещины. Основание следует тщательно разметить, учитывая положение наборных элементов на криволинейных поверхностях и в местах примыканий. Цель- уменьшить число подкалываемых (подрезаемых) чипсов. Конечно, нужно следить, чтобы матрицы были наклеены на основание нужной стороной. При этом для выпуклых поверхностей более пригодны модули на бумаге, а для вогнутых- на сетке. Клей требуется такой, чтобы обеспечивал адгезию не менее 3МПа и обладал жизнеспособностью не менее 30мин для укладки простых панно и более 60мин- для сложных. Затворять его надо в количестве, достаточном на один час работы мастера. Намазывать следует площадку не более 1м2 (на9матриц мозаики), если рисунок простой и поверхность плоская. Всложных случаях клей, как правило, наносят под 2-4 матрицы.

Наконец, если мозаика применяется во влажном помещении, не забудьте о надежной гидроизоляции основания. Для бассейнов и ванных комнат существует целый ряд системных материалов (от фирм SCHOMBURG, INDEX, VANDEX и др.). Иначе через 3-5 лет мозаика начнет отваливаться вместе с кусками основания.

Незабытое старое

Известны два вида укладки мозаики- так называемые прямой и обратный наборы. Впервом случае изображение выкладывается непосредственно на поверхности и закрепляется в штукатурном слое. Это самая древняя техника, именно она была характерна для римской и византийской мозаики. Но, разумеется, такая работа требует особого мастерства и видения, не говоря уж об огромных затратах времени.
Обратный набор использовался в основном после XVIIIвека и был более прост. При такой технике изображение выкладывается на кальку лицевой стороной вниз. После закрепления композиции с тыльной стороны ее лицевая часть окончательно обрабатывается, а иногда шлифуется и покрывается воском. Врезультате возникает не просто эффект мозаики в привычном ее понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра. Эта техника позволила воплотить в мозаике живописные оригиналы (например, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга).
ВСоветской России мозаика активно применялась для украшения станций Московского метрополитена. Так, плафоны на станции «Маяковская» выполнены по эскизам художника Дейнеки в технике римской мозаики. Стены станции «Чеховская» оформлены панно в технике русской мозаики с применением самоцветов- лазурита, цветных мраморов. Апортрет Ленина на станции «Библиотека им.Ленина»- это уже флорентийская мозаика.

Флорентийская мозаика

Почти все фирмы, о которых мы говорили, специализируются на римской или византийской мозаике. Авот отечественных компаний, занимающихся флорентийской мозаикой, практически нет. Зато есть художники, которые делают ее вручную. Единственное предприятие, изготавливающее флорентийскую мозаику на заказ,- CONTICONTI. Все используемые камни добыты в России, поэтому относительно дешевы. Кстати, фирма имеет цех по нарезке любых мозаичных материалов (машины закуплены в Италии). «Домашнее» производство обходится ощутимо дешевле импортного.

Хочется также отметить творчество художников Н.В.Алексеевой-Штольдер и А.А.Воробьева, работающих в технике римской и флорентийской мозаики. Заказав им работу, вы получите качественную эксклюзивную мозаику, сделанную художниками собственноручно.

Ценовые характеристики

Хотя продавцы и утверждают, что керамическая мозаика самая дешевая, на деле оказывается, что стоимость 1м2 стеклянной одноцветной мозаики- от$49, а керамической- от$79. Керамическая же в виде камешков стоит от $120. Использование более сложного стекла значительно повышает цену продукции. Стоимость 1м2 авантюриновой мозаики- от $101 (фирма OPIОCOLOR), а каждого кусочка золотой мозаики- от$1,3. Смальта- тоже удовольствие недешевое: минимальная цена 1м2- около $170. Состаренный камень дороже- от$112, а обычный- от$108. На Metron вам придется потратить от $248 за 1м2 плитки. Цена на эксклюзивные и авторские панно соответствующая- напольный «ковер» фирмы SICIS может стоить $10000 и больше.

По мнению специалистов салона «АЛЬТАИР» и компании «Шик», официально представляющих в России итальянские фирмы BISAZZA и SICIS, мозаика никогда не выйдет из моды. Все больше фирм на ней специализируются, наращивают объемы производства и удешевляют продукцию. Так что если вы еще не решили, как оформить то или иное помещение или фасад дома, задумайтесь на всякий случай над эскизами мозаичного панно.

Редакция благодарит «КОМПАНИЮ КОНВЕНТ-ЦЕНТР», фирмы «АЛЬТАИР», «СТРОЙКОМПЛЕКТ», CONTICONTI, «ШАТО-КЛАССИК», ТД «КЕРАМОС», компанию «ШИК» за помощь в подготовке материала.

  • Источник: Журнал «Идеи вашего дома»№48